АвторизацияТрудоустройство
|
Главная / Направления деятельности / Научно-исследовательская деятельность / Положение о НИРС Положение о НИРС
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1 Настоящее положение разработано на основе Федерального закона (ФЗ) «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.96 № 12-ФЗ), Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( от 22.08.96 № 125- ФЗ), Федерального закона «О науке и научно-технической политике» (от 23.08.96, № 127-ФЗ с последующими изменениями), Устава института, действующих нормативных документов по науке и научной деятельности и определяет порядок организации всех видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в Северо-Кавказском гуманитарном институте (СКГИ).
1.2 Действие настоящего положения распространяется на научные подразделения, создаваемые при институте и кафедрах.
1.3 Требования настоящего положения являются обязательными для выполнения всеми работниками института, участвующими в организации НИРС, после его принятия Ученым советом института и утверждения приказом реактора.
1.4 Иные нормативные документы (приказы, распоряжения) по организации НИРС, издаваемые в институте, должны быть согласованы с требованиями настоящего положения и направлены на их конкретизацию.
1.5 Внесение изменений в настоящее положение осуществляется приказом ректора после предварительного обсуждения на Ученом совете института.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ2.1 Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
2.2 Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач народного хозяйства и культуры страны.
2.3 Основные задачи научно-исследовательской работы студентов:
3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ3.1 НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
Базой организации НИРС являются научно-исследовательские работы, выполняемые профессорско-преподавательским составом кафедры. Содержание НИРС должно соответствовать профилю кафедры.
3.2 Участвующими в НИРС считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области социально-общественных, гуманитарных, естественных, специальных и технических наук.
3.3 НИРС подразделяются на:
3.4 Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс (УНИРС), осуществляется в следующих формах:
3.5 НИРС, организуемая во внеучебное время, включает следующие формы:
3.6 На кафедрах УНИРС включается в семинарские занятия. Студенты готовят рефераты, с которыми выступают на семинарских занятиях. Лучшие рефераты заслушиваются на научных семинарах кафедры и рекомендуются на конкурсы, конференции, в печать, а также могут быть использованы в качестве пособий в методических кабинетах, при чтении лекций или проведении бесед.
3.7 На профилирующих (выпускающих) кафедрах работают специальные,
постоянно действующие студенческие научные семинары, на которых обсуждаются тематика, ход выполнения и результаты научных работ студентов. 3.8 На студенческих научных семинарах заслушиваются и обсуждаются:
З.9 УНИРС, включаемая в лабораторные и практические занятия, включает:
3.10 УНИРС в период прохождения производственных и преддипломных практик включает:
3.11 УНИРС при курсовом и дипломном проектировании включает выполнение проектов и работ:
3.12 Прогрессивными формами НИРС являются:
3.13 Формы и методы НИРС зависят от уровня подготовки студентов. На
младших курсах преобладают такие формы НИРС как написание рефератов, выполнение расчетных работ, перевод литературы и др. На старших курсах – реаальное курсовое и дипломное проектирование, постановка и модернизация лабораторных работ, участие студентов в подготовке и проведении научных экспериментов, выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И РУКОВОДСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ4.1 Методическое обеспечение НИРС
4.1.1 НИРС проводится в соответствии с планом НИРС института на весь период обучения, в плане содержатся мероприятия по планированию и организации НИРС, проводятся организационно-массовые и научно-технические мероприятия, организация НИРС по курсам.
4.1.2 Опорный методический центр по организации НИРС – выпускающая
кафедра. Выпускающая кафедра по согласованию с другими кафедрами составляет программу проведения НИРС по соответствующей специальности на весь период обучения и методические указания по УНИРС. В этой программе приводятся рабочий учебный план по НИРС и излагается примерное содержание УНИРС по всем видам учебной работы. 4.1.3 На основании программы проведения НИРС по специальности кафедры составляют методические указания по проведению УНИРС по отдельным дисциплинам.
4.1.4 Методические материалы по УНИРС, разрабатываемые выпускающей кафедрой, включают:
4.1.5 Основными методическими разработками по УНИРС на кафедрах являются методические указания по выполнению лабораторных работ, домашних заданий и курсовых проектов (работ) с элементами научных исследований; методические указания по подготовке рефератов.
4.1.6 Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает следующую документацию по организации НИРС в учебном процессе:
4.1.7 На кафедрах разрабатывается и утверждается следующая документация по НИРС:
4.2 Организация и проведение НИРС
4.2.1 Включение элементов творчества в отдельные лабораторные работы – наиболее распространенная форма НИРС. При выполнении таких работ студент должен:
По каждому заданию кафедра готовит необходимые методические указания по его выполнению.
4.2.2 НИРС при выполнении домашних заданий по вопросам, которые не имеют стандартных методик решения. При этом задания должны выдаваться с учетом предварительного изучения бюджета времени для выполнения самостоятельной работы.
4.2.3 В период прохождения производственных и преддипломных практик кафедра должна обеспечить выдачу каждому студенту за 2-3 недели до практики специального задания исследовательского характера.
Тематика заданий должна составляться заранее при заключении договоров с предприятиями о прохождении практики студентами. В такой договор целесообразно включить отдельным пунктом обязательство предприятия о предоставлении перечня вопросов для индивидуальных заданий.
4.2.4 Кроме индивидуальных заданий на практику на профилирующих кафедрах целесообразно создавать творческие группы на период производственных практик (на данном предприятии). Работа группы возглавляется научными руководителями – работниками института и предприятия. Они составляют совместную программу – задание группе и контролируют ее выполнение.
4.2.5 Результаты научных исследований студентов должны находить отражение при выполнении курсовых и дипломных проектов (работ) с элементами научных исследований. Особо следует практиковать выполнение курсовых и дипломных проектов (работ) по заявкам предприятий (в том числе и коммерческих), что позволит:
4.3 Организация работы студенческих научных кружков
4.3.1 Студенческий научный кружок – основная структурная единица организации НИРС на кафедре. Организация работы в таком кружке предусматривает проведение исследований по проблемной теме. Привлечение студентов в научные кружки проводится работниками института на лекциях, практических занятиях, при индивидуальных беседах.
4.3.2 До начала учебного года кафедрой разрабатывается и вывешивается на доске объявлений кафедры примерная тематика студенческих научных работ. Тема научной работы определяется руководителем кружка с учетом пожеланий студента. Выбранная тема должна быть актуальной, конкретной, узкой и доступной к исполнению, чтобы можно было закончить ее за 1-2 года (за период обучения на кафедрах).
4.3.3 На первом заседании научного кружка избирается староста и секретарь, которые осуществляют организационную работу по проведению заседаний кружка, контроль за работой студентов и ведение документации.
4.3.4 Задача руководителя кружка – педагогически правильное распределение работы. Техническая работа студентов при выполнении исследований обязательно должна сочетаться с познавательной.
4.3.5 Работа студентов строится на выполнении заданий научного руководителя в соответствии с планом работы кружка, рассмотренным и утвержденным на заседании кафедры. Члены кружка обязаны выполнять задания в сроки, установленные научным руководителем, и по результатам работы периодически делать сообщения или доклады на заседаниях кружка.
4.3.6 Заседания кружка должны проводиться не менее двух раз в месяц. Учет работы кружков ведут их руководители в специальных журналах, которые хранятся на кафедрах. Журнал работы кружка содержит:
4.3.7 Итогом работы студента в кружке является научный доклад, Представленный на конференцию или работа, оформленная на конкурс.
4.4 Организация работы проблемных групп
4.4.1 Проблемные группы объединяют студентов, участвующих в научно-
исследовательской работе на кафедрах. 4.4.2 Проблемные научные студенческие группы представляют собой формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, дополняющие учебный процесс и являющиеся составной частью нагрузки преподавателя
второй половины дня. 4.4.3 Цель создания проблемных научных групп – развитие научно-
познавательных и исследовательских интересов студентов, реализация научно- исследовательского потенциала профессорско-преподавательского состава; решение ряда теоретических и прикладных задач в области образования, экономики, права, психологии, педагогики, лингвистики, философии и др. 4.4.4 Работа проблемных научных групп строится на основе основных направлений научной деятельности кафедр под руководством преподавателей-специалистов высокой квалификации в соответствующей области знания.
4.4.5 Проблемные научные группы создаются и осуществляют свою работу
на основании решения кафедры, которая в дальнейшем контролирует их деятельность. 4.4.6 Кафедрой до начала учебного года разрабатывается перечень студенческих научных работ, который доводится до сведения студентов. Студентам
предоставляется право самостоятельного выбора темы научной работы. Она должна быть достаточно широкой для возможности проявления студентом самостоятельного творчества. 4.4.7 Темы НИРС утверждаются на заседании кафедры. Студент получает
задание на научно-исследовательскую работу, подписанное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой. Задание составляется на весь период обучения студента на профилирующей кафедре в 3-х экземплярах: один – для кафедры, один – у руководителя, один – у студента. 4.4.8 В задании указывается: тема исследования, исходные данные и материалы к работе, содержание аналитических и экспериментальных исследований, основные этапы работы по семестрам, объем и сроки выполнения, место работы, рекомендуемая литература, срок представления доклада на семинаре, срок представления отчета.
4.4.9 Проблемные научные группы студентов получают право на существование, если их деятельность регламентирована научно-исследовательской программой, а количество участников составляет от 5 до 15 человек.
4.4.10 На одного руководителя может приходиться до 5 студентов. Формы
организации труда студентов в проблемной группе – индивидуальные и индивидуально-групповые. Каждый член проблемной группы имеет конкретное индивидуальное задание. 4.4.11 В проблемные научные группы могут входить студенты разных курсов и специальностей, проявляющие интерес к соответствующей научной проблеме или отрасли знания.
4.4.12 Каждый студент должен вести специальный журнал, в котором содержатся все записи, связанные с решением поставленной задачи, а также регистрируется ход выполнения работы. Журнал периодически проверяется и подписывается научным руководителем.
4.4.13 Основным видом деятельности проблемных научных групп студентов является научно-практическая деятельность, связанная с разработкой программы и инструментария исследования, получением консультаций у ведущих специалистов и руководителя группы, проведением рабочих дискуссий, сбором информации, составлением аналитических справок, подготовкой и публикацией статей, участием в научно-практических конференциях, круглых столах, научных дискуссиях, конкурсах.
4.4.14 Деятельность проблемных научных групп студентов может быть направлена на изучение комплексных проблем, носящих экономико-юридический, социально-экономический, психолого-юридический, психолого-педагогический характер, а также отражать тематику и ориентироваться на научные проблемы, решаемые профессорско-преподавательским составом института. Студенты также могут участвовать в разработке конкретных научных тем, закрепленных за институтом на региональном, федеральном и международном уровнях.
4.4.15 Аудитории для работы проблемных групп выделяются по представлению кафедр.
4.4.16 Поощрение результативно работающих руководителей проблемных
научных студенческих групп производится по представлению заведующих кафедр. 4.4.17 Деятельность проблемных научных студенческих групп прекращается при выполнении программы работы.
4.4.18 Проблемные научные группы студентов создаются на добровольной основе и имеют право самостоятельно вырабатывать основополагающие принципы деятельности.
4.4.19 Студенты имеют право одновременно являться членами нескольких проблемных групп, независимо от курса и специальности; вносить предложения по организации научной деятельности студентов руководителю группы, а также администрации института.
4.4.20 Руководители проблемных научных студенческих групп:
4.5 Организация предметных олимпиад
4.5.1 Предметные олимпиады (ПО) представляют собой соревнования студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в рамках учебного плана института.
Их проведение направлено на повышение качества подготовки будущих специалистов, выявление и развитие их творческих способностей, а также на формирование кадрового потенциала для исследовательской и научно-педагогической деятельности.
4.5.2 Предметные олимпиады проводятся по гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественнонаучным, общепрофессиональным
и специальным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными планами института. 4.5.3 В ПО участвуют студенты, изучающие соответствующие дисциплины
в текущем учебном году или закончившие их изучение в прошедшем году. 4.5.4 Предметные олимпиады могут проводиться в учебных группах (начальный этап), на кафедрах и по институту в целом. Цель начального этапа – отбор студентов для участия в следующих этапах ПО. В учебных группах ПО проводятся преподавателями, ведущими соответствующие учебные дисциплины.
4.5.5 Предметные олимпиады проводятся в институте по представлениям заведующих кафедрами. На основании представлений ректором издается приказ, в котором оговариваются: состав оргкомитетов и сроки проведения олимпиад.
4.5.6 Оргкомитеты по проведению ПО образуются из числа преподавателей
по предмету олимпиады под председательством заведующего соответствующей кафедрой. Оргкомитеты определяют:
4.5.7 Задания составляются по дисциплинам, представленным в государственных образовательных стандартах и учебных планах института. Их содержание должно быть направлено на раскрытие глубины теоретических знаний студентов, их умения работать с научной литературой, а также на выявление уровня самостоятельности мышления, широты кругозора, способности применять теоретические знания, практические умения и навыки для решения конкретных задач.
По решению оргкомитетов допускается включение в состав заданий тестов, творческих задач, игровых ситуаций. Трудоемкость выполнения заданий не должна превышать четырех астрономических часов.
4.5.8 Результаты выполнения студентами-участниками ПО заданий оцениваются в баллах в соответствии с критериями, установленными оргкомитетами.
При определении победителей, призеров и отличившихся участников ПО предпочтение отдается работам, в которых проявились оригинальность мышления и творческий подход к раскрытию темы. Оценивается не только правильный результат, но и умение выбрать наиболее эффективные пути решения поставленных задач.
4.5.9 По итогам проведения ПО председатели оргкомитетов представляют
соответствующие отчеты проректору по научной работе. 4.5.10Победители, призеры и отличившие студенты-участники ПО награждаются дипломами, грамотами оргкомитетов и по представлениям председателей оргкомитетов премируются ректором ценными подарками.
4.5.11По рекомендации оргкомитетов и решению соответствующих кафедр возможно поощрение победителей ПО в рамках образовательного процесса по дисциплине.
4.5.12 Научные руководители студентов-победителей и призеров ПО, члены оргкомитетов и предметных комиссий могут быть поощрены приказом ректора по представлению председателей оргкомитетов.
4.6 Руководство НИРС
4.6.1 Руководство органом, координирующим все институтские подразделения по организации и ведению НИРС, является Совет по НИРС института.
4.6.2 Основными целями и задачами Совета являются:
4.6.3 Совет по НИРС института возглавляется проректором по научной работе. Сформированный, поименный состав Совета утверждается приказом ректора по институту. Формирование Совета производится один раз в году.
4.6.4 Формирование Совета производится один раз в году.
4.6.5 В своей деятельности Совет руководствуется приказами ректора.
4.6.6 В период своей деятельности Совет по научно-исследовательской работе студентов организует:
4.6.8 Работа Совета в течение года носит плановый характер. Заседания Совета проводятся раз в два месяца.
4.6.9 Повестка дня, дата и сроки проведения очередного заседания сообщаются каждому члену на заседаниях Совета не позднее, чем за неделю.
4.6.10 Решения на заседаниях Совета по научно-исследовательской работе
студентов принимаются простым большинством голосов. На основании их готовятся соответствующие приказы по институту. 4.6.11 Решения Совета по тому или иному вопросу может быть отменено
только ректором института. 4.6.12 Совет в своей деятельности подотчетен ректору института.
4.6.13 По итогам работы Совета за год делается обобщенный доклад, который выносится для обсуждения на заседания Ученого совета института.
4.6.14 При организации своей деятельности Совет по научно-исследовательской работе студентов осуществляет методическое руководство всеми формами НИРС:
4.7 Студенческое научное общество
4.7.1 Студенты, активно и систематически ведущие научно- исследовательскую работу, объединяются в студенческое научное общество (СНО) института.
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО - массовая общественная организация, на добровольных началах объединяющая студентов, проявивших склонность к самостоятельной творческой научно-исследовательской деятельности, а также аспирантов и преподавателей. СНО объединяет все научные студенческие образования СКГИ.
4.7.2 Студенческое научное общество состоит из научных студенческих объединений при кафедрах института.
4.7.3 Членом СНО может быть каждый успевающий студент, проявляющий интерес к научно-исследовательской работе и активно работающий в одном из объединений общества.
4.7.4 Высшим органом общества является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями – Совет СНО, избираемый открытым голосованием на общем собрании сроком на один год.
4.7.5 Совет ССО состоит из председателя, его заместителей и членов Совета. Члены Совета
4.7.6 Председатель Совета СНО входит в состав Совета по НИРС института.
4.7.7 Для осуществления поставленных перед ним задач Совет НСО выполняет следующие функции:
4.7.8 Структурными единицами СНО являются научные кружки, проблемные и творческие группы, исследовательские группы и лаборатории.
4.7.9 Основной структурной единицей СНО является студенческий научный
кружок. Научным руководителем кружка является преподаватель кафедры. 4.7.10 Тематика научных исследований и план работы кружка разрабатываются кафедрой в соответствии с проводимой на ней научно-исследовательской работой.
4.7.11 Член СНО обязан:
4.7.12 Член СНО пользуется следующими правами:
4.7.13 Член СНО, переставший активно работать в обществе, может быть
исключен из общества решением Совета СНО руководством кружка. 4.7.14 Работа в СНО является одной из форм общественной работы студен
та. Член СНО имеет право представить результаты научной работы в Совет СНО и Совет по НИРС. 4.8 Организация работы студенческих научных семинаров
4.8.1 Результаты научно-исследовательской работы докладываются на специальных студенческих научных семинарах.
4.8.2 Работа научного семинара организуется согласно плану, который составляется на семестр научным руководителем семинара и утверждается заведующим кафедрой. В плане проведения научных семинаров указываются дата и место проведения заседаний, темы выступлений студентов, фамилия докладчиков и их оппонентов.
4.8.3 Работа научных семинаров должна быть построена таким образом,
чтобы каждый студент за время обучения в институте выступил не менее одного раза с докладом. 4.8.4 Доклады студентов представляются в письменном виде и оформляются согласно требованиям, предъявляемым к рукописным работам. Выступление студента может являться отчетом о выполненных исследованиях или отдельном завершенном этапе научной работы.
4.8.5 Работа семинара должна обязательно фиксироваться в специальном
журнале кафедры, в котором отмечается посещение семинара студентами и результаты их выступлений. Рекомендуется заседания научных семинаров оформлять протоколами. 4.8.6 Семинар ведет научный руководитель, который после обсуждения
докладов подводит итоги выступлений студентов, дает всестороннюю оценку вы полненных работ, отмечает их положительные стороны и недостатки. 4.8.7 На семинаре решается вопрос о представлении докладов на научные
конференции, о публикации студенческих работ и представлении их на конкурсы. 4.9 Организационно-массовые мероприятия по НИРС
4.10 Материально-финансовое обеспечение НИРС
4.10.1 Необходимые материальные затраты (оборудование, энергия, материалы и др.), связанные с проведением научно-исследовательских работ, выполняемых студентами института, осуществляются в установленном порядке за счет
средств, выделяемых институтом на НИР, и за счет заказчиков. 4.10.2 Выделение средств на научно-исследовательскую работу студентов и
контроль за их использованием во всех подразделениях института осуществляется ректором института. 4.10.3 Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогических работников кафедры в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работу. Время, необходимое для руководства НИРС в учебном процессе, учитывается в соответствующих видах учебной работы.
4.10.4 Финансовые взаимоотношения кафедр, научных подразделений института с внешними организациями и внутренними подразделениями, а также их материально-техническое снабжение, связанное с НИРС, осуществляется через ректора и бухгалтерию института.
4.11 Контроль и отчетность по НИРС
4.11.1 Каждый студент, приступая к научно-исследовательской работе на
выпускающей кафедре, оформляет специальный рабочий журнал, в котором заносятся все результаты работы по научной теме: обзор источников и литературы, а также иных материалов материалов, результаты экспериментов, материалы обработки экспериментальных данных, выводы по работе и т.д. В журнале обязательно указываются даты записей и нумерация страниц. 4.11.2 Руководители НИРС должны регулярно проверять и подписывать
рабочий журнал студента, вносить в него свои замечания. 4.11.3 Рабочие журналы студентов являются основанием для подготовки
докладов на научные семинары и для составления заключительного отчета по научно-исследовательской работе. 4.11.4 Аттестация студентов по УНИРС, включаемой в учебный процесс,
проводится по результатам выполнения учебного плана по соответствующей дисциплине. 4.11.5 Перед последним в учебном году семестром студен должен представить заключительный отчет по научно-исследовательской работе. Целью составления такого отчета является не только представление итогов работы, но и обучение студентов литературному изложению содержания НИР.
4.11.6 Отчет должен содержать:
4.11.7 Отчет должен быть кратким и сжатым. Отчет оформляется в виде
рукописного (или машинописного) текста объемом 20-40 единиц на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297) по ГОСТ 9327-80. Текст пишется (или печатается) через 1,5 межстрочных интервала. Поля: левое поле – не мене 20 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. 4.11.8 Основные правила оформления текста:
4.11.9 Научный руководитель проверяет и подписывает отчет и дает письменный отзыв – характеристику о выполненной студентом работе.
4.11.10 Отчет защищается на научном семинаре перед комиссией, состоящей из научного руководителя семинара и руководителей отдельных проблемных групп. По результатам НИР студенту выставляется зачет с дифференцированной оценкой. Отчеты по НИРС хранятся на кафедре.
4.11.11 Учет работы студенческих научных кружков ведется в специальных
журналах, которые хранятся на кафедре. Итоги работы студентов в научном кружке учитываются при их аттестации по лабораторным, практическим и семинарским занятиям. 4.11.12 НИР, успешно выполненные студентами во внеурочное время и соответствующие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве
лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ). 4.11.13 По согласованию с кафедрой можно полностью или частично освободить студентов от какого-либо вида учебных занятий в связи с выполнением НИРС или разрешить им заниматься по индивидуальным планам.
4.11.14 Для студентов-отличников, успешно ведущих научную работу, может быть разрешено свободное посещение занятий или введен индивидуальный график учебных занятий.
5. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАКОНЧЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ5.1 Студенческие научно-практические конференции
5.1.1 Студенческая научно-практическая конференция института проводится не реже одного раза в год. Порядок ее работы определяется приказом ректора по институту.
5.1.2 Конференция проводится в два этапа:
5.1.3 Студенты-авторы лучших работ и их научные руководители по решению оргкомитета конференции поощряются дипломами, ценными подарками, им выносится благодарность приказом по институту.
5.1.4 Работы, отмеченные наградами конференции, могут представляться на региональный или всероссийский конкурсы.
5.2 Выставки научного творчества
5.2.1 Выставки научного творчества являются демонстрацией достижений НИРС и способствуют пропаганде и популяризации достижений НИРС.
5.2.2 В институте выставка организуется, как правило, в период проведения студенческой научно-практической конференции. Студенты могут также участвовать в региональных и всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи.
5.2.3 На выставки научного творчества студентов представляют экспонаты с элементами новизны, рекомендованные к внедрению в народное хозяйство или учебный процесс. Экспонаты могут быть представлены в форме модели, макета, динамической схемы, стенда, фотоальбома, отчета.
5.3 Публикация результатов студенческих научных исследований
5.3.1 Публикация результатов студенческих научных исследований и подача заявок на предполагаемые изобретения совместно со студентами являются эффективными методами стимулирования НИРС и повышения ее результативности.
5.3.2В сборниках научных трудов института (если таковые имеются) обеспечивается первоочередная публикация работ, выполненных с участием студентов, при наличии соответствующих положительных рецензий.
5.3.3 Работа кафедр по подготовке студенческих статей и подачи заявок
контролируется Советом по НИРС. 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ НИРС, ПООЩРЕНИЕ СТУДЕНТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ6.1 С целью подведения итогов НИРС, изучения и обобщения передового опыта в организации НИРС на кафедрах, активизации и дальнейшего развития научного творчества будущих специалистов в институте ежегодно проводятся:
6.2 Научные работы, успешно выполненные студентами и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены вместо соответствующих лабораторных работ, курсовых работ (проектов) и других учебных заданий.
6.3 Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы к установлению им индивидуального графика выполнения учебного плана.
6.4 Кафедры, группы, занявшие призовые места, награждаются дипломами (грамотами). Студенты, внесшие наибольший вклад в достижения НИР могут премироваться другими видами поощрений.
6.5 Руководителям кафедр, занявшим призовые места, объявляется благодарность по институту. Результативность руководства НИРС учитывается при очередной аттестации преподавателей.
Приложение 1
О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДИ КАФЕДР ИНСТИТУТАОсновная роль в организации научно-исследовательской работы студентов принадлежит кафедрам.
Цели смотра-конкурса:
3. При подведении итогов смотра-конкурса учитываются показатели по бальной системе, предусмотренные информационной анкетой смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС (Приложение 2). Анкеты с вопросами по организации НИРС рассылаются на кафедры и после заполнения возвращаются в Совет по НИРС. Анкеты подписывают заведующие кафедрами.
4. Подведение итогов смотра-конкурса на лучшую кафедру по постановке
НИРС осуществляет оргкомитет. Результаты утверждаются ректором. Победителей смотра-конкурса (студенты, кафедры) отмечаются в приказе ректора, награждаются дипломами, грамотами разных уровней и премируются ценными подарками. Приложение 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
(наименование кафедры)
по подведению итогов смотра-конкурса кафедр института на лучшую организацию и эффективность НИРС
___________________ ____________ ________________
(должность ответственного лица) (подпись) (И.О. Фамилия)
Приложение 3
ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ НА КАФЕДРАХ ИНСТИТУТА1. Общая характеристика
1.1 Общее число научно-педагогических работников на кафедре -
из них руководителей: НИРС - 1.2 Общее число студентов, занимающихся различными видами научных работ на
кафедре -
2. Данные по организации НИРС
2.1 Число научных кружков -
семинаров - ____ _______________
из них: научно-образовательных -___
проблемных (по научной проблеме) -
2.2 Число студентов в кружках _____
из них: в научно-образовательных -в проблемных -
2.3 Число студентов, участвующих в выполнении:
хоздоговорных НИР -_____
Количество студентов, работающих по индивидуальным планам
3. Данные по видам выполненных работ
3.1 Число рефератов, выполненных:
по научной проблеме -
по учебной программе -
3.2 Количество отчетов по УНИРС:
лабораторных работ исследовательского характера -
разработанных экспертных установок, приборов и т.д. -
3.3 Количество реальных курсовых и дипломных
проектов (работ) с элементами НИР-______ 3.4 Количество работ, представленных на конкурсы:
институтские -
межинститутские -
региональные -
зональные -_________
3.5 Количество работ, представленных на выставки:
институтские - _______
внеинститутские -_____
3.6 Количество докладов, представленных:
на конференции института -
на межвузовские конференции -
на семинары -_______
3.7 Количество статей в соавторстве со студентами -
3.8Число участников олимпиад:
институтских -_______
внеинститутских -____
3.9 Число поощрений:
медалей -
дипломов -
грамот -
благодарностей -
Заведующий кафедрой
(И.О. Фамилия) (подпись)
|