АвторизацияТрудоустройство
|
Главная / Направления деятельности / Научно-исследовательская деятельность / Положение об УНИРС Положение об УНИРС
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1 Учебная научно-исследовательская работа студентов (УНИРС) в институте должна быть увязана с годовыми планами хоздоговорных исследований, а также с прикладными инициативами НИР, дополняющими и подкрепляющими направления Северо-Кавказского гуманитарного института.
1.2 Начальным звеном при составлении сквозных планов УНИРС являются кафедры с последующим формированием институтских планов в целом.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УНИРС2.1 УНИРС является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, обладающих навыками исследования и способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса.
УНИРС, включенная в учебные планы специальностей, является обязательной для всех студентов. Курс УНИРС ставит целью расширить и углубить знания студентов в области научных исследований по проблемам соответствующей специальности.
2.2 Основными задачами УНИРС являются:
3. ОРГАНИЗАЦИЯ УНИРС3.1 УНИРС, включенная в учебные планы специальностей, не должна дублировать научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеурочное время.
3.2 УНИРС предусматривает:
3.3 По характеру выполняемых исследований УНИРС подразделяется на:
3.4 Первая часть УНИРС – лекции и беседы о специальности, элементах научных исследований – проводятся в рамках реализации планов воспитательной работы вуза со студентами на младших курсах.
3.5 Общетеоретическая подготовка по УНИРС осуществляется в рамках
общеобразовательных дисциплин, в частности, в курсе «Математика», «Информатика», «Информатика и математика». 3.6 Вторая часть УНИРС предусматривает нестандартные творческие решения и реализуется за счет времени, предусмотренного учебными планами на самостоятельную работу, лабораторные занятия и обязательные дисциплины, а также выполнение студентами заданий исследовательского характера в период производственных практик, курсовых и дипломных проектов (работ), научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре.
3.7 Третья часть УНИРС вводится в учебные планы специальностей в качестве учебной дисциплины с выделением времени (150-200 часов) частично в рамках обычной сетки часов обязательных аудиторных занятий, частично за счет времени, отводимого на внеаудиторные занятия студентов.
3.8 УНИРС может выполняться на 1-2 курсах и иметь целью ознакомление студентов с новыми методами проведения научного исследования, развитие умения использовать те или иные из них в зависимости от сложности решаемой проблемы и реальных условий практической работы.
В результате изучения курса студент должен:
3.9 УНИРС выполняется на старших курсах обучения (3-4 курсы), начиная с 5-го семестра, и включает следующих этапы:
1 этап – лекционные и лабораторно-практические занятия по организации и
методологии проведения научных исследований; 2 этап – изучение и анализ состояния разработки определенной научной
проблемы и написание реферата с постановкой задачи исследования; 3 этап – решение поставленной научной задачи путем выполнения конкретного научного исследования;
4 этап – оформление и защита научной работы по теме конкретного научного исследования.
3.10 В качестве конкретного научного исследования УНИРС могут выступать работы студентов, выполняемых ими в научных кружках, студенческих научных обществах и т.п. Предпочтительным является такая организация УНИРС, когда конкретное исследование непосредственно увязывается с курсовым проектированием по профилирующим дисциплинам и продолжается в рамках дипломного проектирования.
3.11 Оценку дипломным проектам (работам), содержащим элементы научных исследований, дает Государственная аттестационная комиссия. Она выносит решение о выдвижении лучших дипломных проектов (работ) на конкурс студенческих работ, отмечает проекты (работу), выполненные на актуальную реальную тематику, проекты (работы), связанные с НИР, НИРС кафедры, а также рекомендует отдельные разработки дипломных проектов (работ) для внедрения.
3.11.1 Выполненными на актуальную (реальную) тематику могут считаться
дипломные проекты (работы), тематика которых представляет практическую или научную ценность для промышленности или развития исследования в области данной специальности.
3.11.2Выполненными по теме НИР кафедры могут считаться дипломные
проекты (работы), связанные с хоздоговорными, инициативными работами кафедры и договорами о содружестве. 3.11.3Выполненными по тематике НИРС кафедры могут считаться дипломные проекты (работы), связанные с предшествующей дипломному проектированию работой студента по УИР и НИР.
3.12 Научное руководство УНИРС возлагается на профессоров, доцентов,
преподавателей. К этой работе могут привлекаться штатные научные сотрудники института. 3.13 Руководство УНИРС включается в учебную нагрузку преподавателей.
Техническую и организационную помощь студентам наряду с преподавателями должен оказывать учебно-вспомогательный персонал кафедры.
3.14 УНИРС должна завершиться за одну-две недели до начала очередной экзаменационной сессии. Результаты УНИРС оформляются студентами в виде рефератов, научных отчетов и защищаются перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ОТЧЕТОВ ОБ УНИРС4.1 Отчет об УНИРС должен быть оформлен в соответствии с требованиями
государственного стандарта. 4.2 В том случае, если подготовка реферата не предусматривает отражение состава работ по этапам, предусмотренным порядком проведения НИР, допускается любой текстовый документ, отражающий результаты УНИРС и отвечающий основным требованиям оформления.
4.3 В случае, если отчеты и рефераты будут представляться для комиссии по аттестации вуза, выполнение пунктов 4.1 и 4.2 обязательно.
5. СТИМУЛИРОВАНИЕ УНИРС И НИРС5.1 К материальному поощрению представляются студенты на основании протокола заседания конкурсной комиссии института по итогам ежегодного открытого конкурса на лучшую научную работу студентов в СКГИ, а также по итогам НИР преподавателей, аспирантов и студентов за прошедший учебный год по ходатайству кафедр института (при наличии выписки из протокола заседания кафедры).
5.2Премирование студентов-лауреатов открытого конкурса института осуществляется за счет средств вуза. Размеры премии предусматриваются в смете
расходов института, утверждаемой в установленном порядке. 5.3 Научные работы студентов-лауреатов открытого конкурса института
имеют преимущественное право на выдвижение для участия в конкурсах, проводимых СКГИ, Минобразования России, РАН, УМО соответствующих специальностей, международными организациями и др. 5.4 Результаты научных работ студентов-лауреатов, оформленные в виде
статей, научных сообщений и докладов, могут быть опубликованы в первую очередь в сборнике института, а также могут быть рекомендованы к опубликованию в центральных научных или научно-популярных изданиях за счет средств института. 5.5 Студенты-авторы научных работ могут быть оставлены на работе в вузе после окончания учебы, а также имеют преимущественное право выбора темы дипломного проекта (работы) и места прохождения преддипломной практики.
5.6 Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой в
институте на протяжении ряда лет и целевым образом готовящиеся к научной работе могут быть переведены на обучение по индивидуальным планам и на свободное посещение лекционных занятий, а также допущены к досрочной сдаче экзаменов и зачетов. 5.7 Студентам, занимающимся научной работой, могут быть возмещены
командировочные расходы, произведенные ими для выезда на родственные кафедры иногородних вузов, в центральные научно-технические библиотеки, НИИ и КБ, передовые предприятия и организации отрасли для сбора материалов и ознакомления с работами по интересуемой научной тематике. 5.8 Студенты, принимающие систематическое участие в конференциях и конкурсах любого уровня и занимающиеся НИР, при хорошей и отличной учебе, могут быть в первую очередь поощрены льготами по оплате за обучение на основании представления кафедр.
Преподаватели и сотрудники – руководители УНИРС, а также учебно-вспомогательный персонал, обеспечивающие эффективные результаты НИР студентов, могут быть поощрены руководством института по ходатайству заведующих кафедрами, проректоров.
|